Nepom.Ru форум чат  
навигация: главная » истории » транспорт » Все по-МАКСимуму

Логин:

Пароль:
?

регистрация

Счётчик PR и ТИЦ

Sakhalin Online - Сахалинские ресурсы в Сети




Раздел: транспорт

Все по-МАКСимуму

А теперь предлагаю поговорить о событии, которое мало для кого в нашей стране прошло незаметно. Я имею в виду МАКС 2007. Юбилейный, 15-й, Московский авиационно-космический салон, проходивший 21-26 августа в Жуковском.
В этом очерке я сознательно опущу все МАКСовские недостатки, коих, впрочем, было предостаточно. Ну, что поделаешь, суровая постсовдеповская действительность до сих пор даёт о себе знать. А расскажу обо всем хорошем, что довелось увидеть. К счастью, этого тоже было в избытке.
Сам салон проходит на территории ныне действующего ЛИИ (летно-исследовательского института) им. Громова. Комплекс этот представляет огромную территорию, на которой имеются 4 ВПП (взлетно-посадочные полосы), способные принимать воздушные суда классом начиная от «кукурузников» и, заканчивая, стратегическими бомбардировщиками, типа Ту-160 или В-52. По периметру летного поля расположены авиационные ангары, размеры которых позволяют спокойно поставить в каждый из них два Ил-96. Вход на салон осуществляется через проходную исследовательского центра им. С.В. Ильюшина. На рулежке, проложенной параллельно ангарам, базируются борты МЧС. (Именно с этого аэродрома, а не из Раменского, как говорят в новостях, вылетают транспорты Ил-76 с гуманитарной помощью). Думаю, предысторий достаточно.
Заявленные накануне беспрецедентные меры безопасности были действительно мерами, и не рядовыми. Не знаю, насколько безопасности, или опасности разве что. Но как бы там ни было, в радиусе 30 километров от города на дорогах было больше гаишников, чем при проезде кортежа президента. Наверно, половину Подмосковья оголили. В связи с чем, проехать к самой парковке возле въезда было проблематично. Если, конечно, не было специальных «контрамарок».
Ладно, доехали. Билеты на самом деле было достать не так уж проблематично, как твердили интерент и телевидение. Даже в очереди не пришлось стоять. Отдав 350 рублей, мы, с трудом втиснувшись в подпирающую толпу, залезли в автобус, который как раз и доставляет всех счастливчиков к основному входу на поле. Представляет он из себя обычную белую палатку. Очень длинную разве что. В ней разместились блюстители порядка, которые так и норовят заглянуть в карманы и облапать с ног до головы. А у кого багаж погабаритней – даже на рентген установке обсмотрят, как в аэропорту. А если вдруг лезвие, бритву или нож найдут – тут же конфискуют. Но все равно на выходе отдадут обратно.
Вот мы и миновали последний кордон на пути к воздушному празднику. Ура! И попадаем мы сразу на самый длинный и большой перрон. Длиной около двух километров. Статичная экспозиция начинается с малой и экспериментальной авиации. Здесь представлены воздушные суда, по размерам раза в полтора меньше горбатого запорожца, с почти таким же расходом топлива, но доставляющего куда больше удовольствия, и на которых не придется простаивать в городских пробках. Особо оригинальных экземпляров мало. Поэтому это пестрое однообразие очень быстро надоедает. Хотя среди прочего стояли и легкомоторники, участвовавшие в перелете Пекин-Сочи. Однако хватаем ноги в руки и спешим к большим самолетам, которые олицетворяют собой все красоту, силу и мощь российской авиации. Зарубежных гигантов почти не было. А те, которые были, все военного назначения. Только Россия представила все сегменты авиационной отрасли. Ну, да все по порядку.
После «летающих карликов» экспозицию продолжили винтокрылые машины. Большинство из них были представителями КБ Миля, произведенные на ростовском Росвертоле. Помимо модернизированных Ми-8, тяжеловесов Ми-26 на суд публики выставили Ми-17 в дюжине различных модификаций. И вертолет-спасатель, и вертолет-командный центр, и пр. Но всеобщий фурор произвел Ми-17 VIP.
Сделанный специально для высокопоставленных и правительственных лиц. В этом вертолете есть все: и роскошный салон на 14 мест, и буфет, индивидуальные DVD-плееры, связь, Интернет, и даже туалет, коим на большинстве вертолетов и сегодня брезгуют. Если вкратце сказать о конструктивной стороне вертолета, то внешне он мало отличается от «восьмушки». Единственное, «родимое пятно» – конструкция носового обтекателя. По форме почти точь-в-точь как у америкосовского Команча (кто спец, тот знает). Были там и 24-ки, ну и, конечно же, 28-е – ночные охотники. Не скажу, что вблизи эти машины такие уж монстры. Вовсе нет. Очень компактные и, в некоторой степени, миниатюрные. По габаритам такие же, как и Ми-8, хотите верьте, хотите – нет. Но брони на нем повесили от души, везде, где только можно. Но в целом впечатление от изделия довольно чопорное, как будто делали топором и гайки молотком заворачивали.
Продолжили выставку Камовские акулы, аллигаторы и прочие рыбы и земноводные. Модельный ряд не пестрил особым разнообразием и новизной. Присутствовали известные и даже немного поднадоевшие индексы 50, 52, а также ветеран Ка-25. К моему величайшему удивлению, я так и не смог найти 260-ю машину. Потому что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать. Для интересующихся, Ка-260 внешне похож на грузовую газель, с наполовину усеченным кузовом. Но, увы, там ее не было.
Западных вертолетных гигантов на подмостках замечено не было. После вертушек нашему взору предстали российские «грузовики» и летающие лаборатории. Примой этого сегмента довелось быть известной в узких кругах М-55 «Геофизика». Модель ОКБ Сухого, разработанная еще в 80-х годах наконец-то предстала перед публикой в металле. «Геофизика» - это исследовательский самолет, предназначенный для осуществления полетов в стратосфере. Её практический потолок 22 000 метров. Планер похож на Су-25, но раза в два больше. Двигуны расположены на подкрыльевых пилонах, крыло среднерасположенное. Кабина – как в истребителе. Экипаж – 1 человек. Выглядит привлекательно и заманчиво разве что для специалиста. Поэтому идем дальше.
А дальше нас встречает Ил-76 ЛЛ (летающая лаборатория). Это базовая машина с заметными только эксперту конструкционными изменениями, на которой стоят три Д-30 КУ, а вместо четвертой силовой установки поставили новейший российский двигатель ПС – 93. Информации по новому двигуну мало, но выглядит впечатляюще. Если кто летал на Боинге 767-300, то его двигатель по габаритам раза в полтора меньше нашего будет.
Следом за ЛЛ-ом стоит Ил-76 в одной из своих стандартных модификаций ТД (транспортно-десантный). Это тоже летающая лаборатория. Только она представлена от лица авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина совместно с НПО «Сатурн». Программа называется «Бурлак». На этом борту проходит полетное тестирование еще один новейший российский двигатель – Д-30КП-3. Если говорить точнее, то база двигателя осталась прежняя – Д-30 КП-2. Разница лишь в том, что в процессе глубокой модернизации тяга двигателя увеличилась с 12 почти до 14 тонн, а коэффициент двухконтурности возросла с 2.2 до 3.65. Ну, что можно сказать. Трудно даже слова подобрать нужные. Красота, да и только. Чтобы понять – лучше увидеть самому. 76-е машины и так красиво смотрятся, а в салоновской окраске, да с новыми движками – просто супер.
В продолжении экспозиции нас встречал знаменитый Ту-154, также лабораторной модификации. Не первой свежести, к слову сказать, но разукрасили оригинально. На краске можно было остановить взгляд, но не более. За ним расположился многострадальный Ту-334, который, наконец-то получил все необходимые сертификаты и может быть пущен в серию. На салоне он был представлен в двух экземплярах. Одному из них было суждено подняться в подмосковное небо. Отвлекаяся, можно сказать, что случилось чудо. Как говорил известный чебуратор: «Мы строили, строили, и, наконец, построили». С момента начала своих испытаний (1994 г) и буквально до прошлого года, этот самолет существовал в одном единственном, опытном образце. Так что постройка, по-видимому, первого серийного самолета – большой прогресс нашего многострадального авиапрома.
За 334 Туполевым расположился Ил-114. Ближнемагистральный, турбовинтовой самолет для региональных перевозок. Смотрится уж очень коряво в модельном ряду традиционно плавных и привлекательных «Ильюшинцев», но что поделать. Предназначен для замены ныне летающих Як-40 и Як-42. Кроме этого, на базе 114-й модели планируют сделать самолет ДРЛО (дальнего радиолокационного обзора), взамен ныне действующих А-50, на базе Ил-76. Самолет Ил-114 производится на Ташкентском авиационном заводе, т.к. в России пока нет мощностей для самостоятельного производства.
Далее нас встречает Бе-200 ЧС. Рассказывать про него не буду. Думаю, всем известно, что именно такими бортами тушили лесные пожары в Греции.
Ну, а дальше…. А дальше самое интересное. Нашему взору открываются российские сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-95 МС (медведь по натовской классификации), и Ту-160 (белый лебедь у нас, и «Black jack» на западе). Пожалуй, глядя на эти экспонаты, как нельзя лучше убеждаешься во всей красоте, мощи и в то же время миниатюрности российского оружия. Думаю, многие хотя бы раз да видели по телевизору этих летающих красавцев. С голубого экрана они похожи на гигантов, огромные, грузные машины, с трудом поворачивающиеся на летном поле. Вблизи же дело обстоит совсем иначе. Ту-160 выглядит очень мирно. Это самолет очень даже средних размеров. С первого взгляда представляется таким, как бы сказать, легким, юрким. Еще одно неоспоримое преимущество – тонкость планера. Подчеркнутая геометрическая вымеренность и плавность делают его и вправду белым лебедем. Не удивительно, что его планер признан самым лучшим в мире и, по оценкам экспертов, будет таковым оставаться еще минимум 20 лет. С трудом даже начинает вериться в то, что в бомболюках этого лебедя два поворотных барабана, на каждом из которых 6 крылатых ядерных ракет.
Напротив такой красоты сосредоточилась серая стая натовских «ворон». Все самолеты окрашены в темно-серый цвет, на самом деле. А находятся там следующие экспонаты. Глобальный военно-транспортный самолет С-17, заправщик на базе переделанного Боинга 737 (истинное уродство), стратегический бомбардировщик В-52. Эта старушка прилетает в Жуковский второй МАКС подряд и не перестаёт пугать посетителей своими ущербными квадратными формами. Как будто это не летательный аппарат, а самое настоящее корыто. Мой первый возглас был: «Мужики, он квадратный!» Кто-нибудь видел фюзеляж ТБ-1 (1928 год постройки)? Так вот, контуры задней части В-52 почти пульные с прадедушкой наших «стратегов». «Геркулеса» своего янки тащить не стали. Дальше были припаркованы F-15 и F-16. Этим они и ограничились.
После янковских «запорожцев» идем к стройному ряду наших любимых «Сушек». По традиции этот ряд открывает старая добрая «расческа». Да, да, дорогие друзья. Год от года дозвуковой фронтовой штурмовик Су-25 открывает экспозицию КБ «Сухого». Притащили ее то ли из какого-то музея, то ли с запыленных стоянок какого-то авиаполка. Но выглядел он просто ужасно. Слой краски – в палец. Еще под советский манер разрисованный и очень плохо ухоженный. В принципе, я никогда к этому самолету пылких чувств не испытывал.
Дальше находятся стандартные 27, 30, 33, 35-ые машины. Особо стоит остановиться на машине Су-27 МЛ. На ней стоят двигатели АЛ-30-Ф-ЛЛ (так, кажется) с изменяемым вектором тяги. О том, на что способен самолет с такими силовыми установками, я расскажу чуть позже. Рядом находим двадцать седьмой в корабельном варианте. В отличие от предыдущей корабельной модификации, в которой складывались пополам только крылья, в этом складываются даже стабилизаторы. Смотря на него – понимаешь, трансформеры – не завтрашний день – это сегодняшняя реальность.
А впереди по курсу, тем временем, КБ МиГ. Микоян и Гуревич не стали изощрять публику богатым разнообразием экспонатов. Ограничились двадцать пятой моделью и несколькими модификациями МиГов 29. Больше всего внимание публики привлек МиГ-29 в раскраске Первого канала. Смотрелось действительно неплохо. В воздухе, правда, эта машина не показала ничего впечатляющего. Да, и что впечатляющее вообще можно показать после полетов «Стрижей» и «Русских Витязей»!
Финальным аккордом статической экспозиции этого МАКСа стал Ил-96-400 Т. Транспортный вариант знаменитого Ил-96-300, на котором многие, я думаю, летали. Так вот, машина – просто уникальнейшая, как по своим характеристикам, так и размерам. Если вы видел когда-нибудь пассажирский Ил-96, то Ил-96-400 Т в полтора раза больше своего предшественника. Зрелище просто завораживающее, беспрецедентное. В длину чуть меньше Боинга-747, но тот, американский удод, и рядом не стоял по красоте и грации.
Теперь хотелось бы подробней остановиться на показательных полетах. Стоящее зрелище публике представили, как уже говорилось выше, «Стрижи», «Русские Витязи» и в сольном пилотаже Су-27 с двигателями с изменяемы вектором тяги. Последний экземпляр стоит отдельного внимания.
Вам когда-нибудь приходилось слышать выражение «гулять по небу»? Собственно, кроме как этими словами то, что вытворял этот самолет, не назовешь. Он буквально со скоростью человеческого шага «прошагал» над аэродромом, потом разогнался, как ракета, вертикально пошел вверх, достигнув определенной высоты, просто остановился и застыл. Как карандаш, как свечка. Вот просто стоит перпендикулярно земле и не двигается. Потом из этого же положения начинает крутить кульбиты, что называется, «через голову». Да, стоя перпендикулярно земле на месте, крутит кульбиты, как обычный гимнаст. После от скуки, видимо, как осенний лист, начал падать вниз. Резко вывернув, перевернулся брюхом вверх и начал летать над полем. Вниз головой. Да. Такие чудеса в решете.
Но, безусловно, гвоздем программы были полеты Витязей и Стрижей. В этот раз они летали в одной связке. Описать все, что они там вытворяли, просто слов не хватает. Можно сказать с точностью одно: после их полетов и Су-27, в принципе, не на что уже было и глядеть. Ничего захватывающего или завораживающего. Даже «Патруль де Франс» с их дымом в цветах российского триколора и сердечками в небе не давали острых ощущений.
МАКС улетел, но обещал вернуться. Чтобы ровно через два года на уже знакомом аэродроме снова встретились крылья и фюзеляжи, двигатели и винты, мощь и скорость, в общем, все, что, сливаясь воедино, в одночасье становится легче воздуха.

История от: Aviator



Рейтинг: 5,5 (всего проголосовало: 2)
Оцени!

Коменнтарии:

нет комментариев


Добавить комментарий:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Вам необходимо войти на сайт под своим ником и паролем
или если у Вас еще нет ника - зарегестрироватся.

© Nepom.Ru
новости · анекдоты · афоризмы · истории · туризм · события · встречи · paintball · фотогалерея · сказки · смс · полезности · обои · жалобы · творчество · icq

1,5 mb